В Северной столице с начала года начали работать два новых фуд-холла, и ожидается запуск еще пяти пространств. Всего в городе насчитывается 17 ресторанных залов. Чаще всего гастрономические пространства открываются в торговых центрах и комплексах.
Фуд-холл — это пространство, объединяющее под одной крышей разные уникальные гастрономические предложения. Площадки ресторанных залов в основном занимают представители малого бизнеса. Посетители приходят в такие пространства целенаправленно, чтобы попробовать необычную кухню, поэтому сетевой фастфуд на фуд-холлах найти будет сложно. В этом и состоит ключевое отличие формата от знакомых всем фуд-кортов, на которые гости ТЦ приходят, чтобы быстро подкрепиться и восстановить силы в процессе шопинга. По данным NF Group, средний чек на фуд-холлах в Петербурге составляет 650-800 рублей. Эта сумма уступает той, что люди тратят в ресторанах и превышает ту, которую отдают на фуд-кортах.
— Для успешного развития фуд-холлов важно учитывать не только потенциал данного формата, но и специфику целевой аудитории, локации и объекта. Не каждому торговому объекту подходит концепция гастрономического пространства. В классических районных торговых центрах часто предпочтительнее создавать фуд-корты или зоны общественного питания с простыми фастфуд-концепциями. Это обусловлено небольшой проходимостью этих объектов. Традиционно фуд-холлы популярны в центральных районах города или в местах с высокой концентрацией офисных работников. Некоторые проекты пытаются адаптировать концепцию современных гастрономических пространств к спальным районам. Но успех здесь зависит от множества факторов, в том числе от плотности населения и уровня доходов жителей, — объясняет региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева.
Успех фуд-холла зависит от грамотной работы с пулом гастрономических концепций, добавляет руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин. Например, в рамках ресторанных пространств наиболее востребованы паназиатская, восточная, европейская, итальянская, американская, кавказская кухни, кафе и кулинарии, а также здоровая еда и морепродукты.
Основатель и управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский отмечает, что фуд-холлы влияют на трафик в торговых объектах, но не сильно. По оценке эксперта, гастрономические пространства могут поднять посещаемость примерно на три-пять процентов.
— От открытия фуд-холла в ТРЦ «ЭкоПарк» мы ожидаем повышение узнаваемости и увеличение трафика не менее чем на 1500 человек в день, — говорит генеральный директор компании STEIT (Санкт-Петербург) Роман Стогов.
Директор департамента торговой недвижимости ГК «Аврора» (управляет ТК «Невский Центр») Екатерина Трушлякова прокомментировала, что с открытием фуд-холла в ТК «Невский Центр» ожидается рост трафика на 10 процентов.
Параллельно с появлением новых проектов сокращается объем свободного предложения в составе ресторанных залов. По сравнению с прошлым годом, пустующая арендная площадь уменьшилась на шесть процентов и составила всего девять процентов.
В консалтинговом бюро HoReCa Friends объясняют, что формат фуд-холла выгоден начинающим рестораторам обеспечением высокого трафика. Также гастрономическое пространство позволяет предпринимателям увидеть свои преимущества и недостатки, в сравнении с остальными точками-конкурентами.
Международный эксперт по управлению ресторанами Елизавета Кочнова добавляет, что начинающему ресторатору действительно легко запустить точку на фуд-холле. Однако не сложнее оказывается и открыть заведение в отдельном помещении. Корнер в гастрономическом пространстве требует меньших финансовых затрат на ремонт, поскольку площадка заведения небольшая, нет отдельного зала, и у фуд-холла общая система кондиционирования. Однако условия аренды иногда создают для предпринимателей ряд ограничений. Требования на фуд-холле зависят от управляющей компании, поэтому в некоторых случаях точкам может быть запрещено торговать алкоголем и вносить в меню новые позиции, если они пересекаются с концепциями других корнеров.
Средний чек на фуд-холлах Северной столицы составляет 650-800 рублей
Специалист отмечает и обратную сторону обеспечения заведений постоянным трафиком.
— Точки на фуд-холлах зависят от посещаемости гастрономического пространства. Фуд-холл может работать над привлечением аудитории и проводить мероприятия. Но если маркетинг страдает и трафик падает, отдельным локальным заведениям крайне сложно повлиять на эту ситуацию, — уточняет Елизавета Кочнова.
Евгения Хакбердиева полагает, что можно прогнозировать продолжение активного открытия новых фуд-холлов, поскольку Петербург привлекателен для туристов. На спрос влияет увеличение как внутреннего трафика, так и международного, преимущественно из стран Азии.
По мнению Валерия Трушина, на текущий момент количество концепций сообразно потребительской потребности, а вот новые проекты, возможно, будут нарушать баланс спроса и предложения.
Источник: rg.ru