История Buick: сын столяра основал передовую компанию, а потом отказался от нее
На минувшей неделе исполнилось 170 лет со дня рождения основателя автомобильной компании Buick Дэвида Данбара Бьюика. Попав в США ребенком, Дэвид оказался в самой гуще промышленной революции и создал компанию, которая стала символом американской автомобильной индустрии.
На все руки мастер
Дэвид Данбар Бьюик родился 17 сентября 1854 года в шотландском городе Арброт в семье столяра Александра Бьюика и Джейн Роджер. Мальчику было два года, когда семья уехала в США и обосновалась в Детройте. С ранних лет Дэвид учился у отца работе с различными инструментами, потом стал интересоваться более сложными механизмами и даже изобретать.
Еще в молодости он разработал один из первых разбрызгивателей для полива газонов и открыл собственный метод покрытия эмалью чугунных ванн. Вскоре Дэвид создал небольшую компанию по производству и продаже водопроводного оборудования и вел этот бизнес почти до самого конца XIX века.
После Гражданской войны 1861–1865 годов в США полным ходом развернулась промышленная революция. Появлялись все новые модели пароходов, паровозов. Вскоре паровая энергетика начала уступать место электричеству и двигателям внутреннего сгорания. В 1882 году Томас Эдисон построил в Нью-Йорке первую электрораспределительную станцию. В 1893 году братья Чарльз и Фрэнк Дюрия разработали первый в США автомобиль с бензиновым двигателем.
Неудивительно, что Дэвид, живо интересовавшийся техническими новинками, обратил внимание на двигатели внутреннего сгорания.
В 1899 году он создал компанию Buick Auto-Vim and Power Company и стал производить моторы для сельского хозяйства. В Детройте он познакомился с инженером Уолтером Марром, изобретателем одного из первых двигателей внутреннего сгорания с верхним расположением клапанов. Такой двигатель был легче, мощнее и надежнее распространенных на тот момент в США нижнеклапанных моторов. Бьюик и Марр решили использовать двигатель для производства автомобилей.
Прототип был создан в 1899 году, но не впечатлил Бьюика, который решил, что делать моторы для сельхозтехники и моторных лодок проще и выгоднее. Уолтер Марр обиделся и ушел от Бьюика, купив у него первый экземпляр автомобиля. Причем первый в истории автомобиль Buick был продан со скидкой: Дэвид запросил $300, но Марр сторговался на $225.
Новым главным инженером у Бьюика стал Юджин Ричард. Он убедил упрямого шотландца в перспективности автопроизводства, и в 1903 году была создана Buick Motor Company. Спустя год из-за финансовых проблем Бьюик перевез компанию в город Флинт в 100 км от Детройта. Флинт еще в начале XIX века стал одним из центров деревообработки, позже там начали выпускать фургоны и повозки. Там было проще и дешевле найти производственные площади и квалифицированных рабочих.
Капитаны Флинта
После переезда Бьюик снова позвал на работу Уолтера Марра, и они вместе с Юджином Ричардом разработали первую серийную модель Buick — Model B с двухцилиндровым двигателем мощностью 21 л. с. За год компания произвела 37 машин. Отпускная цена составляла $950 (в пересчете по курсу на конец 2023 года — $32,2 тыс.).
В те годы в США возникали десятки компаний по производству автомобилей. Лишь немногие из них смогли продержаться на рынке хотя бы несколько лет. Продажи Model B шли не очень хорошо, Buick накапливала долги и рисковала пополнить список провальных проектов.
Но именно во Флинте Дэвид Бьюик встретил человека, благодаря которому молодая компания смогла не только остаться на плаву, но и стать лидером рынка, а впоследствии — фундаментом для создания автогиганта General Motors.
Это был Уильям (Билли) Дюрант, внук лесопромышленника и губернатора штата Мичиган Генри Крапо. В отличие от многих богатых наследников Билли не вел богемный образ жизни. Ему было скучно работать на семейной лесопилке, и на заемные средства он создал свою фабрику по производству карет, колясок и повозок. Дюрант постоянно внедрял новые решения в системы подвески, амортизации, конструкции корпуса, покраски. Его фирма быстро стала лидером рынка.
В 1904 году он прокатился по Флинту на автомобиле Бьюика, который ему так понравился, что он предложил Дэвиду совместно вести бизнес.
Особое впечатление на Дюранта произвело то, что автомобиль преодолевал грязные участки дороги и заезжал на подъемы, куда лошади просто отказывались идти.
Опытный бизнесмен и талантливый менеджер, Дюрант организовал мощный даже по нынешним временам пиар-ход. Выстроил на главной площади Флинта все 37 построенных на тот момент Buick Model B и устроил качественную фотосессию автопарада.
В 1905 году он поехал на автосалон в Нью-Йорке, где произвел фурор своей презентацией и заполучил заказы почти на 1 тыс. новых машин. Чтобы выполнить заказ, Дюрант договорился о кредите с банками Флинта, которые ранее уже обслуживали его бизнес. Он построил новое автосборочное предприятие, крупнейшее на тот момент в стране. В итоге только за один 1905 год Buick произвела более 750 машин.
К 1907 году Buick расширила модельный ряд до шести моделей, а годовое производство — до 4,6 тыс. машин. Большим успехом пользовались модели с двухцилиндровым двигателем мощностью 15 л. с., продававшиеся по $950. В 1908 году, когда Генри Форд только представил свой Ford T, Buick уже выпускала около 8 тыс. машин в год.
К тому моменту Дэвид Бьюик окончательно передал контроль над компанией более расторопному и предприимчивому Дюранту. В 1906 году он продал свою долю в компании за $100 тыс. (по курсу на конец 2023 года — $3,4 млн) и занялся другим бизнесом, оставив компании лишь свое имя.
В 1908 году Дюрант купил одного из первых американских производителей автомобилей — Oldsmobile, основанный в 1897 году. Альянс Buick и Oldsmobile заложил основу для создания компании, которая позже получит название General Motors.
Дюрант вел переговоры и с Генри Фордом, но предприниматели не сошлись в цене. Так Ford сохранила самостоятельность и стала главным конкурентом GM на рынке США.
Под руководством Дюранта Buick Motor Company мчалась вперед — в самом буквальном смысле. Для продвижения бренда Дюрант создал спортивную команду Buick, для которой производились специальные гоночные версии. В 1909–1910 годах команда выиграла около 500 призов в США и за рубежом.
Модель Buick 60 Special 1910 года могла развивать на треке скорость до 170 км/час. Одним из пилотов, выигравшим на ней множество призов, был известный гонщик швейцарского происхождения Луи Шевроле. В 1911 году Шевроле и Дюрант создали совместную компанию Chevrolet Motor Car Company.
Слава машин Buick была настолько велика, что они все чаще появлялись в личных гаражах не только американцев, но и европейских аристократов, влиятельных политиков, миллионеров и даже монархов. Росло и общее производство машин — в 1910 году оно достигло 30 тыс. В 1916 году после присоединения Chevrolet к альянсу Buick и Oldsmobile объединенная компания получила название General Motors.
Свободное плавание в составе корпорации
Предыдущая фотография
Следующая фотография 1 / 2
Машины Buick хорошо продавались как в США, так и за их пределами
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Попов
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Попов
В составе General Motors детище Дэвида Бьюика продолжало выпускать новые модели и наращивать продажи. В 1926 году производство Buick достигло 260 тыс. Достоинствами марки считались надежность и использование верхнеклапанных двигателей, которые, несмотря на все преимущества, все еще не пользовались популярностью у более консервативных автопроизводителей. Неудивительно, что Buick быстро нашла потребителей и за пределами США. В 1929 году компания открыла свой первый международный офис в Китае.
В том же 1929 году в Детройте в возрасте 74 лет скончался Дэвид Бьюик. Уйдя из основанной им компании, он вложил деньги в несколько предприятий по торговле нефтью и земельными участками, но довольно быстро их потерял. В начале 1920-х годов Бьюик вернулся на авторынок с компанией Lorraine Motors, но попытка окончилась неудачей.
Великая депрессия 1929–1933 годов ударила по производству Buick, которое сократилось до 40 тыс. машин. Однако новая удачная модель Series 40 по цене $865 помогла оправиться от проблем. К 1936 году годовое производство вышло на уровень 200 тыс. машин.
Во время Второй мировой войны Buick, как и другие американские компании, работала в том числе для нужд фронта.
Компания не только поставляла военным автомобили и специально созданные авиационные двигатели, но и в 1943 году разработала самоходную артиллерийскую установку (САУ) с 76-миллиметровым орудием M18 Hellcat. За годы войны Buick произвела более 2,5 тыс. таких САУ.
После войны самоходки были сняты с вооружения в США, но их экспорт продолжался. Так они попали в Южную Корею и Китай, Грецию, Иран, Филиппины и Венесуэлу. Более двухсот M18 Hellcat в 1950-х годах осело и в Югославии. Некоторые из них даже участвовали в конфликте между Сербией и Хорватией в 1990-х.
После войны Buick стала одной из первых в мире компаний, создавших массовый автомобиль с двигателем V6,— Buick Riviera. Производство этой модели, символа американского образа жизни, продолжалось вплоть до 1999 года — компания постоянно вносила изменения в бестселлер, следуя запросам времени и потребителей. С 1963 по 1999 год модель Buick Riviera пережил восемь крупных обновлений, не считая многочисленных второстепенных усовершенствований и рестайлингов.
В составе GM компании Buick удалось пройти через многочисленные экономические кризисы, включая нефтяной 1973 года. Уже в середине 1980-х годов компания представила для массового потребителя несколько моделей с турбированным двигателем, что дало новый импульс продажам. Кроме того, в середине 1980-х годов GM потратила несколько миллионов на переоборудование заводов Buick для производства моделей с передним приводом, который становился новым стандартом для автопрома.
Особым успехом машины Buick пользовались в Китае. В 1990-х годах компания создала в КНР, начавшей рыночные реформы, СП с местными автопроизводителями.
В результате 80% всех зарубежных продаж Buick теперь приходилось на Китай.
Возможно, именно успех Buick на гигантском быстрорастущем рынке Китая стал причиной того, что ей удалось пережить болезненную реструктуризацию General Motors во время мирового финансового кризиса 2008 года. GM была вынуждена объявить о банкротстве, закрыв или продав такие бренды, как Hummer, Pontiac, Saturn и Oldsmobile. В обновленной GM по результатам реструктуризации осталось всего четыре бренда, которые детище Билли Дюранта назвало ключевыми для своего бизнеса. Это собственно сам General Motors, Chevrolet, Cadillac и Buick.