На Дальнем Востоке может появиться еще один терминал
В портфеле УК «РВМ Капитал» Сергея Орлова, бывшего советника экс-президента ОАО РЖД Владимира Якунина, может появиться новый портовый проект. Фонд под ее управлением приобрел компанию «Порт Дальний», которая планировала строительство угольного терминала в Хабаровском крае. Развитие портовых мощностей на Дальнем Востоке актуально, но перевалку ограничивает пропускная способность железной дороги, говорят аналитики.
ООО «Порт Дальний», занимавшееся проектом строительства угольного терминала в районе порта Ванино в Хабаровском крае, перешло к ЗПИФ «РВМ Восток» УК «РВМ Капитал» Сергея Орлова, бывшего советника экс-президента ОАО РЖД Владимира Якунина. Как следует из данных ЕГРЮЛ, сделка была закрыта 28 августа. В УК «РВМ Капитал» отказались от комментариев.
«РВМ Капитал» занимается прямыми инвестициями и доверительным управлением активами. В числе собственных проектов — ГК «Новый сухопутный зерновой коридор», занимающаяся развитием экспорта зерна в Китай и страны Центральной Азии. Также в числе проектов названы девелопер проекта развития морского торгового порта и застройщик контейнерного терминала «Усть-Луга».
По данным ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива», проектом ООО «Порт Дальний» на первом этапе было предусмотрено строительство причала по перевалке до 2 млн тонн угля в год для судов дедвейтом до 40 тыс. тонн, а на втором этапе — строительство пирса для судов дедвейтом до 100 тыс. тонн. Инженерно-геологические изыскания по объекту начались в июле 2020 года.
Тогда ООО «Порт Дальний» принадлежало ООО «А-Проперти Инвест», которое связывали с Альбертом Авдоляном, но в конце 2021 года эта компания вышла из числа учредителей компании «Порт Дальний». А в сентябре 2022 года «А-Проперти» и входящее в группу ООО «Порт Эльга» подписали соглашение в том числе с Газпромбанком о реализации проекта угольного терминала мощностью 30 млн тонн в год в Хабаровском кране, в районе мыса Манорский. В «Эльге» “Ъ” не ответили.
В судебных материалах по спору ООО «Порт Дальний» с управлением Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю из-за возмещения НДС сказано, что компания успела только получить в аренду земельные участки, разработать проектную документацию и провести проектно-изыскательские работы. Затем реализация проекта была остановлена.
Надежда Малышева из PortNews говорит, что для финансового инвестора без компетенций в создании портовых активов покупка компании с готовым проектом может быть предпочтительнее разработки с нуля. В условиях накопления у инвесторов свободных средств, ограниченных возможностей для вложений и разговоров о развитии портов на Дальнем Востоке эти активы могут быть интересны, особенно если инвестор верит в Восточный полигон, добавляет она.
Главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов отмечает, что развитие портовых мощностей на Дальнем Востоке сегодня по-прежнему актуально. Но, добавляет он, в ближайшие три—пять лет основным лимитирующим фактором пропускной способности дальневосточных портов останется железная дорога. Сегодня, отмечают собеседники “Ъ”, многие угольные терминалы работают с неполной загрузкой.
По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), по итогам января—июля объем перевалки угля снизился на 11,4%, до 112,6 млн тонн. Хотя разрыв относительно прошлогоднего уровня несколько сокращается. В первом полугодии перевалка угля снижалась на 12% год к году, до 95,4 млн тонн. Согласно данным АСОП, в январе—июле лучшую динамику по перевалке угля показывают дальневосточные порты, перевалившие 64,3 млн тонн, что на 2,5% ниже прошлогоднего уровня. Погрузка угля на сети ОАО РЖД в январе—июле сократилась на 5,9%, до 195,3 млн тонн.
По данным Минэнерго, в прошлом году Россия экспортировала 213 млн тонн угля при добыче 438 млн тонн. Заместитель главы Минэнерго Сергей Мочальников ранее говорил, что в 2024 году добыча и экспорт планируются на уровнях 440 млн и 210–220 млн тонн соответственно.