Потребность в обновлении парка поддерживает продажи

Спрос на полуприцепы растет относительно рекордного 2023 года. В январе—мае продажи выросли на 38%, а лучшую динамику показал немецкий бренд Krone, на который могла перейти часть покупателей из-за сложностей с поставками иных европейских марок. Несмотря на высокую ставку ЦБ, потребность в обновлении парка продолжит разогревать продажи.


Полуприцепы нагрузили спросом

По данным Национального агентства промышленной информации (НАПИ), продажи полуприцепов в РФ в январе—мае выросли на 38%, до 20,4 тыс. штук. Лидером рынка остается отечественный «Тонар» с долей 15,1%, а наиболее активный рост продаж среди топ-5 брендов — более чем в девять раз — показывает немецкий Krone, заняв 6,2% рынка, следует из данных НАПИ.

Лариса Касьянова из ГК «Альфа-Лизинг» отмечает, что в сегменте тягачей европейские бренды удалось заместить на китайские, но по полуприцепам «оставалась неразбериха». По ее словам, некоторые европейские дистрибуторы официально не покинули РФ, а приостановили системные поставки с прямой оплатой заводу-изготовителю. Кроме того, по ее словам, ряд дистрибуторов, например, Kogel, ограничил возможность поставок дилерами в обход них, и те переключились на такие бренды, как Krone и Schmitz.

Гендиректор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев отмечает, что у многих перевозчиков накопился отложенный спрос, а устойчивый интерес к полуприцепам европейских марок обусловлен проверенным качеством и достаточно конкурентными ценами. Директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев добавляет, что полуприцепы европейских марок давно опробованы и процесс эксплуатации предсказуем. В отличие от тягачей, китайских аналогов на этом рынке еще очень мало, указывает он.

Гендиректор «Тонара» Денис Кривцов говорит, что во многих сегментах, в том числе самосвалов и контейнеровозов, спрос закрывают местные игроки, но остаются проблемы в части доступности российских шторных полуприцепов, рефрижераторов. По его словам, у «Тонара» цены в 1,5–2 раза отличаются от цен европейской техники, ввезенной по параллельному импорту. С «политической точки зрения» такой резкий рост продаж Krone — «вопиющая ситуация», отмечает господин Кривцов.

Он считает, что необходимо ограничить импорт или дифференцировать ставки пошлин на продукцию из «недружественных стран». Повышение утильсбора в 2023 году примерно в пять раз заметно не сказалось на продажах импортной техники из-за опережающего роста цен на фоне ажиотажного спроса, добавляет он. Этим летом, писали «Ведомости», комитет Госдумы предложил правительству увеличить утильсбор на полуприцепы в два раза, до 1,2 млн руб. В Минпромторге говорят, что решений не принято.

В «Росспецмаше» также говорят, что необходимо защитить рынок от демпинга поставщиков импортной техники и компонентов. По данным ассоциации, продажи российских полуприцепов в январе—мае выросли на 43,9%, до 32,7 млрд руб., результат в штуках там не уточнили.

Тем временем, по словам Дениса Кривцова, на рынке полуприцепов уже наметилось охлаждение спроса. «Практически встали продажи самосвальной техники»,— указывает он. Как считает господин Кривцов, на рынок также влияют высокая ставка ЦБ и, как следствие, высокие ставки лизинга и стабилизация цен на перевозки. Лариса Касьянова отмечает, что в условиях высоких ставок часть розничных клиентов откладывает покупку до некоей стабильной ситуации.

Заместитель гендиректора «Автодома» Владимир Желобов, впрочем, говорит о стабильном спросе на самосвалы в активный сезон, «особенно на новых территориях». На КамАЗе говорят, что рынок самосвалов «приходит в баланс» с точки зрения структуры после ажиотажного спроса. Ранее, поясняют в компании, этот рынок всегда уступал магистральным тягачам. Но и сейчас продажи самосвалов превышают среднерыночные показатели до 2022 года, добавляют на КамАЗе.

Директор департамента по развитию бизнеса «Газпромбанк Лизинга» Вячеслав Михайлов ожидает, что спрос на полуприцепы до конца года сохранится на достаточно высоком уровне. Но тренд резкого роста 2023 года, скорее всего, не сохранится, считает он. Дмитрий Бабанский из SBS Consulting говорит, что, несмотря на ухудшение условий кредитования, потребность в полуприцепах высока и растет. Он ожидает сохранения рынка примерно на уровне прошлого года. Господин Михайлов напоминает, что средний возраст парка полуприцепов в РФ — 22 года, а 70% техники — старше 12 лет. Заместитель гендиректора ЛК «Европлан» Иван Коровников подтверждает, что потребность в обновлении парка сохраняется. В 2023 году продажи полуприцепов выросли на 55,1%, до рекордных 43,8 тыс. штук.

Ольга Никитина

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *