В чем причина затруднений авиасообщения с Юго-Восточной Азией
Прямые рейсы на Бали пока не удается запустить. Индонезия опасается вторичных санкций. По этой же причине отечественные авиаперевозчики не могут договориться с местными аэропортами о заправке и обслуживании самолетов. Об этом рассказал российский посол в стране Сергей Толченов. Дипломат отметил, что индонезийские партнеры заинтересованы в возобновлении прямого авиасообщения, однако пока не предпринимают шаги по созданию необходимых условий. Речь идет как о заправке лайнеров, так и о возможности проводить расчеты с аэропортами.
Практика обхода возможных западных санкций в вопросе обслуживания российских рейсов есть, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: «Безусловно, если бы решение было принято на более высоком политическом уровне, для российских авиакомпаний подобная проблема оказалась бы урегулированной очень и очень быстро. Но решение о сотрудничестве с тем или иным контрагентом в данном случае принимают конкретные бизнес-структуры, которые могут опасаться возможных санкционных исков.
При том что Россия генерирует довольно существенный турпоток, к сожалению, риск его либо потерять, либо значительно сократить не рассматривается как наиболее весомый в сложившейся ситуации. Но мы понимаем, что может быть реализован опыт, который существует в других странах, когда для обслуживания рейсов российских авиакомпаний создаются специальные компании. Даже несмотря на то, что на эту компанию могут быть наложены западные санкции, она, в общем-то, не создается для работы с западными партнерами.
Как показывает практика, если речь идет о каких-то внештатных ситуациях, даже такие санкции, которые устанавливают ограничения пролета воздушных пространств, могут быть слегка скорректированы. Но говорить однозначно, что все пройдет абсолютно корректно, и самолет после приземления сможет продолжить полет, нельзя».
В 2023 году российский турпоток в Индонезию достиг рекордных 155 тыс. поездок. При этом 96% из них пришлись на остров Бали. В конце мая министр туризма юго-восточной республики заявил, что прямые рейсы из России могут появиться уже в этом году. Авиакомпании «Аэрофлот» и «Россия» анонсировали старт продаж билетов еще в 2023-м, но перелеты так и не были запущены.
Впрочем, целевая аудитория индонезийских туров в них не слишком нуждается, считает житель острова Бали, основатель компании Lyvin Properties Александр Соковых: «Турпоток из России ежегодно не входит в первую десятку, поскольку это не приоритетное направление для Индонезии, я подозреваю, что россиянами так особо и не занимаются.
В Индонезии, например, только недавно была большая сделка, и турецкая компания выкупила главного оператора обслуживания самолетов, в том числе балийский аэропорт. Если они работают на международном рынке, если им нужно размещать облигации, очевидно, они будут следить за всякими тонкими моментами. И если есть запрет на обслуживание российских самолетов, очевидно, они не будут их обслуживать.
Властям Индонезии абсолютно плевать, кто к ним прилетит. Индонезия была и остается нейтральной страной. На Бали до сих пор с русским паспортом можно открыть счета, это говорит о том, что позиция властей — это полный нейтралитет. На бизнесе отсутствие прямых рейсов никак не сказывается. Компании, которые продавали пакетные туры, продолжают продавать.
С Бали до Москвы можно добраться как минимум через четыре китайских города, за счет прямого рейса время в пути сокращается максимум на два-три часа. Многие, кстати, продолжают летать через Сингапур, через Куала-Лумпур в такие места, где визу затруднительно сделать, а за счет этой стыковки за два-три дня делают визу в городе. У нас сейчас перелеты стоят около 57 тыс. руб. туда и обратно, это очень дешево.
Сюда приезжают молодые люди, которые сами организуют свой отдых, им наличие прямого рейса безразлично».
В марте в Индонезии был избран новый президент. Посол Сергей Толченов объявил, что российская сторона ждет главу республики с визитом после его инаугурации, которая состоится 20 октября.
С нами все ясно — Telegram-канал «Ъ FM».