Уникальное предприятие появилось в столице. Первая очередь роботизированного завода по производству крупногабаритных жилых модулей вошла в строй еще в прошлом году, а сейчас готовится к запуску вторая очередь. Во Внуково, где находится новое производство, вчера побывал мэр Москвы Сергей Собянин.
Первый жилой комплекс из модулей, которые производит роботизированный завод во Внуково, строится в Северном поселке. / Предоставлено пресс-службой группа компаний «Монарх»
Проект, заложенный в 2019 году концерном «МонАрх», столкнулся на своем пути со многими трудностями. Сначала ковид, потом, когда настала пора поставки оборудования, начались санкции. «Надеюсь, что гигантский проект будет закончен в установленные сроки и, конечно, Москва получит большой объем хорошей качественной продукции», — сказал Собянин. Но новая технология, когда на стройплощадку привозят не бетон, не кирпич и даже не панели, а практически готовые помещения, из которых, как в детском конструкторе, остается сложить дом, уже вошла в столичное строительство. На Сиреневом бульваре, там, где раньше находился знаменитый Черкизон, в частности, готовится к вводу построенный из таких конструкций детский сад на 325 мест. «Для того чтобы собрать здание двух-трехэтажной переменной высоты, нам потребовалось всего 14 дней», — рассказывал корреспондентам «РГ» руководитель проекта Александр Самофалов. А в Северном поселке по этой же технологии возводится 15-23-этажный жилой комплекс из девяти башен. На месте снесенных ветхих домов его начали строить в мае этого года, а в строй по контракту должны ввести уже в будущем году. Это вполне реально, ведь на сборку трехэтажной секции из 20 модулей требуются всего сутки, говорят на заводе. В панельном домостроении на это потребовалось бы втрое больше времени, а при строительстве из монолита — еще больше.
Использование крупногабаритных жилых модулей поможет Москве ускорить программу реновации, увеличить в ее рамках строительство не только жилья, но и школ, и детских садов
Но модули, сошедшие с заводского конвейера, имеют уже не только окна и двери, но и всю инженерию — трубы водоснабжения, канализации, системы вентиляции. Словом, все то, без чего невозможно сейчас представить любую столичную новостройку. Более того: они даже полностью отделаны — хоть под обои, хоть под покраску. Опасаться, что построенные таким образом дома снова будут похожи, как в знаменитом фильме, не стоит — вариантов отделки фасадов разработаны десятки. «А главное, все это делается не на улице, зимой в мороз, а летом в дождь, а на заводе, в теплых цехах, а значит, гарантирует совсем другой уровень качества строительства», — оценили новшество строители. Для того чтобы создать такое производство, в Москве использовали запатентованные технологии и передовые разработки инженерных бюро чуть не со всего мира — Германии, Италии, Китая, Малайзии и ряда других стран.
Размером модули разные, а значит, и площадь квартир в новостройках из них может быть любой. Самые большие — до 115 «квадратов», что позволяет строить и трех-четырехкомнатные апартаменты. Первый вопрос, который наверняка возникнет у человека непосвященного: а как доставить такой гигантский куб на стройплощадку? Для этого на заводе приобретены специальные грузовики для негабаритных грузов — по всему миру такие используются, например, для перевозки труб для нефтяных резервуаров. Понятно, что днем на московских дорогах подобным махинам не найдется места даже в сопровождении ДПС. А вот ночью, по пустым магистралям, — самое то. По расчетам экспертов, на один дом требуется всего 120-150 ночных рейсов вместо 1000 дневных обычных самосвалов. Значит, в целом дороги будут даже свободнее.
Первая очередь предприятия — это уже работающий экспериментальный завод мощностью до 100 тысяч квадратных метров крупногабаритных жилых модулей. Чтобы понять, много это или мало, скажу: из этих конструкций можно сложить примерно 50 десятиэтажных башен. Но готовится к запуску и вторая основная очередь — в пять раз мощнее, для производства 550 тысяч квадратных метров жилых модулей. «Надеюсь, мы будем иметь честь в следующем году ко Дню города пригласить мэра на ее открытие», — сказал Сергей Амбарцумян, генеральный директор концерна «МонАрха», который выступил инвестором строительства завода и вложил в проект 16 миллиардов рублей. Поблагодарив власти Москвы за помощь в создании завода, для которого город в соответствии с законном о реализации масштабных инвестиционных проектов предоставил без конкурса 24,8 гектара земли, а Фонд поддержки промышленности и предпринимательства выделил 3 миллиарда рублей льготного кредита, Сергей Амбарцумян вспомнил: «Еще два года назад здесь был котлован. И вот уже полным ходом идет монтаж и апробация оборудования, часть которого еще в пути».
Мэр уверен: появление этого предприятия поможет ускорить программу реновации, в рамках которой до 2032 года из домов, идущих под снос, должны переехать в новые квартиры порядка миллиона москвичей. Сейчас в год справляют новоселье примерно 50 тысяч горожан, но в ближайшие год-два Собянин поставил задачу довести ежегодное количество новоселов до 80 тысяч. К тому же реновация в Москве — это не только новое жилье, но и обновление всей городской среды, комплексное развитие вновь создаваемых городских микрорайонов, многие из которых создаются на месте бывших промзон, а значит, нуждаются в новых детских садах, поликлиниках, местах досуга. Так что без городских заказов новый завод точно не останется.
Власти надеются, что свежую струю он вольет и в развитие всей строительной отрасли. После второй очереди планируется запустить еще и третью — по организации на месте собственных строительных материалов. В частности, фасадов, а также оконных блоков. В общей сложности город получит 2,6 тысячи новых рабочих мест, причем все они с высоким уровнем автоматизации труда. А это, в свою очередь, надеется мэр, сократит потребность Москвы в неквалифицированной рабочей силе.
Конкретно
Источник: rg.ru