Шпаргалки XXI века: гаджеты на службе у студентов — DW

Вместо традиционных \»бомб\» и \»гармошек\» сегодняшние студенты выбирают невидимые чернила и смартфоны. DW узнала о последних достижениях любителей шпаргалок в Германии.
Фото: AP Вместо традиционных \»бомб\» и \»гармошек\» сегодняшние студенты выбирают невидимые чернила и смартфоны
Вместо традиционных \»бомб\» и \»гармошек\» сегодняшние студенты выбирают невидимые чернила и смартфоны. DW узнала о последних достижениях любителей шпаргалок в Германии.
\»Со времени изобретения бумаги шпаргалка стала популяризироваться, развиваться и уже в ближайшие к нам века завоевала себе в науке выдающееся положение\», — так о \»спасательном круге\» непутевых школяров еще в начале XX века писал сатирик Аркадий Аверченко. Сегодня шпаргалки по-прежнему популярны, вот только \»дедушкиным\» методам, вроде начертания формул на коленках, противостоят технические приспособления, достойные агента 007.
Сознаюсь, что применила симпатические чернила…
Еще в I веке н. э., по свидетельству Филона Александрийского, для скрытой передачи информации использовали сок чернильных орешков и раствор железомедной соли. В наши дни на смену им пришли бесцветные чернила и ультрафиолетовый светодиод, встроенный в обыкновенную шариковую ручку. При нажатии кнопки фонарик загорается, и тайные письмена на бумаге, одежде и других предметах становятся видны. Ловкое движение рук — свет гаснет, и улика буквально тает в воздухе. Единственная задача — до экзамена запомнить, где искать необходимую информацию. Ведь исписанный лист выглядит первозданно белым.
Вариация на ту же тему — наручные часы с ультрафиолетовой подсветкой. \»Эффективно и доступно. В интернете их можно приобрести без проблем\», — рассказывает Матиас Рёш (Mathias Rsch), директор Музея школьной истории при Нюрнбергском университете. Его коллекция шпаргалок насчитывает более 3000 экспонатов — от традиционных \»бомб\» и \»гармошек\» до высокотехнологичных электронных устройств.
А-ля Энди Уорхол
Пачка сока, iPhone, ножницы и клей — стандартный боекомплект студента, готовящегося к спецоперации \»Шпаргалка\». Результат примерно часовой работы, правда, больше напоминает объект поп-арта, а не шпионское оборудование. В результате нехитрых манипуляций в картонной упаковке проделывается отверстие, внутрь вставляется смартфон. От бдительного взгляда преподавателя устройство скрывает специальная \»шторка\». При необходимости ее можно сдвинуть в сторону: доступ к информации, хранящейся в памяти телефона, свободен.
\»Подойдет для университетов, где в поточной аудитории экзамены сдают до 500 студентов\», — выносит приговор Рёш. В классах с небольшим числом учащихся, по его мнению, слишком высока вероятность \»срезаться\». А это чревато для незадачливого школяра весьма печальными последствиями.
Неясные последствия
\»С юридической точки зрения, у ученика нельзя просто так отобрать мобильный\», — поясняет профессор Лейпцигского университета Бригитте Лацко (Brigitte Latzko). На педагогическом факультете этого вуза феномен списывания проанализировали с научной точки зрения.
 
Нормы, запрещающие пользоваться сотовыми во время экзаменов, в немецких законах четко не прописаны. Поэтому в силу вступает прецедентное право. Какая кара ожидает \»преступника\»?
По словам Матиаса Рёша, двух мнений быть не может: \»Вкатят пятерку (самую низкую в Германии оценку. — Ред.). Да еще и мобильный отберут\». Есть, правда, и более либеральные преподаватели. Те, скорее всего, лишь пожурят и отправят на пересдачу. И только в единичных случаях немецкие учителя сделают вид, что ничего не заметили.
Живи ярче!
 
\»С появлением новых технологий ухищрения учащихся становятся все утонченнее\», — признает Лацко. В Музее школьной истории, к примеру, хранится настоящая жемчужина студенческой изобретательности. \»Пей фанту! Живи ярче! Сдай на пять!\» — так, перефразируя известный рекламный слоган, можно выразить суть этого экспоната. Он представляет собой бутылку, на этикетке которой — краткий конспект пройденного материала. Для его изготовления нужны всего-то сканер, компьютерная программа для обработки данных и цветная печать.
 
Некоторые учащиеся мыслят более глобально. \»Был случай, когда ученик прямо на экзамене устроил \»телемост\» с группой поддержки за рубежом\», — рассказывает Рёш. В числе использованных спецсредств — спрятанная под одеждой видеокамера и микронаушники без динамика. Интернациональная \»спецоперация\» закончилась провалом. \»Преступная сеть\» была разоблачена. А ее \»идейный вдохновитель\» с позором удален с экзамена.
Шпаргалка-мечта
Впрочем, все это блекнет перед образцом студенческой изобретательности, за которым ведет охоту Матиас Рёш. Он признается, что мечтает заполучить в свою коллекцию… патронташ для шпаргалок. Ареал поисков — Россия. \»Местные ученики рассказали мне, что у них он в ходу\», — добавляет директор музея.
Пояс с множеством нашитых кармашков — для тех, кто на экзаменах привык действовать наверняка. Бумажки с ответами вставляют в \»гнезда\» патронташа, как гильзы, — в среднем в него вмещается от 20 до 40 шпаргалок. Чтобы нужная \»выстрелила\» — необходимо как можно быстрее ее найти. Налицо, как говорится, ловкость рук и никакого… Впрочем, этическая сторона вопроса в данном случае не рассматривается.
По утверждению Рёша, к десятому классу школы на шпаргалки \»подсаживаются\» 30-40 процентов учащихся. Впрочем, уверен он, подобная зависимость не всегда пагубна: \»Чтобы составить хороший справочный материал, надо перечитать гору литературы. Так что в подобных методах есть свой толк.
Согласятся с директором музея в Германии немногие. \»Честные\» знания котируются здесь намного выше \»подпольных\», а точнее — \»подпартных\».
 
Источник: Русская служба DW

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *